Шелкография, тампопечать, тиснение, печать на футболках, ленты с логотипом. Продажа бейджев и контрольных браслетов.

История выпуска календарей на Руси



Издавна на Руси пользовались церковными календарями — месяцесловами с указанием христианских праздников и дней памяти святых. Древнейшим русским календарем счита­ется «Остромирово Евангелие» (1056-1057). Календарные записи светского характера со­держатся в «Изборнике» Святослава (1076), где, например, под 30 апреля указано: «репы не яждь» (репы не есть). Впоследствии составлялись рукописи о часах и днях добрых и злых, о днях лунных, громники, но они принадлежали к числу «отреченных» (запрещенных цер­ковью) книг. В XVI столетии в Россию стали проникать европейские календари-альманахи с астрологическими предсказаниями. Воевода Ивана Грозного боярин Головин вспоминал, как «один из наших купцов, пользовавшихся правом приезжать в Россию с товарами, привез с собою в Москву кипу календарей. Царь, узнав об этом, велел часть этих книг принести к себе. Русским они показались очень мудреными, сам царь не понимал в них ни слова; посе­му, опасаясь, чтобы народ не научился такой премудрости, приказал все календари забрать во дворец, купцу заплатить, сколько потребовал, и книги сжечь».

Первым печатным календарем на Руси условно считают издание календарного типа — «Малая подорожная книжица» белорусского первопечатника Франциска Скорины. Он представлял собой комплект из 21 книжицы, напечатанной в городе Вильно (ныне Вильнюс) кириллицей на старославянском языке. Дата издания — не позднее 1522 года. Хронологические таблицы-пасхалии были рассчитаны на двадцать лет (1525- 1545).

Когда с XVI века в Россию начали проникать календари с Запада, по их подобию стали составлять и отечественные календари, как например, «Годовой разпись, или месячило» на 1670 год.

Выпуск первых массовых ежегодных изданий этого типа приходится на царствование Пeтpa I. При его непосредственном участии 28 декабря 1708 года вышел в свет гражданский календарь, и с той поры издание не прерывалось ни на один год. Назывался он длинно: «Календарь или месяцеслов христианский по старому стилю или исчислению на лето 1709 (от миробытия 7217), указующий затмение солнечное, месячные рождения, полный месяц с четвертями. Напечатан в царствующем граде Москве, лета 1708, Декабря в 28 день». Петровские календари были небольшими по формату. В них регулярно печатались статьи о затмениях солнца и луны, о четырех временах года, о войне и мирских делах, о здравии и болезнях, о кровопускании. Следует отдать должное составителям, не упускавшим ежегодную возможность выразить свое отрицательное отношение к войне: «Дай, Боже, нам вскоре приятную и мирную весть получити, и дабы желаемый и постоянный мир утвердился», — оканчивалась, например, одна из статей в календаре на 1713 год. В петровских календарях стали постоянными сообщения о прогнозе погоды сразу на год.

Ни один календарь того времени не пользовался такой популярностью, как «Брюсов календарь», составленный известным книгоиздателем, «библиотекарем» Василием Киприяновым «под назрением его превосходительства генерал-лейтенанта Якова Вилимовича Брюса». Причина этого заключалась прежде всего в разнообразии информации, которую он давал. Кроме познавательных сведений о времени восхода и захода солнца и луны, о движении планет, таблиц с координатами различных городов, календарь содержал и так называемый «Прогностик» — предсказания погоды, урожая, войн, болезней по положению небесных светил. Характерно, что «Прогностику» предпослана фраза, что «войну и мир собственно из звездочтения провещати невозможное дело». Он также поучал, когда нужно «кровь пущать, мыслити начать, брак иметь, домы созиждати, зверей и рыбу ловить, платье кроить и мыться в мыльне». И многое, многое другое.

Брюсов календарь неоднократно переиздавался в виде книги вплоть до XX века. С 1727 года, с образованием Санкт-Петербургской Академии наук, исключительное право на издание календарей переходит к ней. Частным лицам запрещалось печатать календари и тем более привозить их из-за границы. Академия ревниво охраняла свои привилегии. В канун 1761 года в виде миниатюрной книги вышел «Придворный календарь», который можно увидеть в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Очень часто календарь был единственной книгой, которую читали всей семьей круглый год. С помощью календаря одни учились читать, другие получали хотя бы минимум знаний.

С 1770 года календари именуются месяцесловами и в основном издаются «обыкновенные, исторические, географические и месяцесловы с наставлениями». Печатались они незначительными тиражами и продавались по высоким ценам. Каждый издатель адресовал свои календари различным читателям: господам, крестьянам, торговцам, охотникам, духовным лицам, медикам.

В середине XIX века календари содержали немало исторических, астрономических, географических, метеорологических и иных сведений, приводили данные о железнодорожном и пароходном транспорте. С 1865 года календари начинают издаваться и частными лицами. Одним из первых частных русских издателей календарей был Гатцук, чех по национальности.

В 1855 году впервые в России был выпущен первый карманный календарик (форматом с игральную карту), где на одной стороне — иллюстрация, а на другой — таблица. Эта новинка была отпечатана в типографии «Товарищества Ивана Николаевича Кушнерева и компании» (ныне московская типография «Красный пролетарий»). В начале XX века известный русский издатель Иван Дмитриевич Сытин организовал издание дешевых, ярко оформленных календарей для народа. Широко известны его настольные «Общеполезный календарь», «Всеобщий русский календарь», содержащие множество полезных сведений. Позже при поддержке Льва Николаевича Толстого Сытин наладил выпуск отрывного календаря. В то же время выпускались календари для лиц разных профессий (для военных, юристов, пчеловодов и т.п.) и по интересам (хозяйственный, детский, женский). С выходом «Всеобщего русского календаря» начинается новая эпоха в выпуске этих изданий.

На нашем сайте в галерее Вы можете посмотреть подборку фото-материалов на тему "Календари прошедших времен"



добавлено 11/10/2011 в раздел Из истории полиграфии и сувенирного производства

страницы: 1


Ссылки по теме:

  • Календари майя и ацтеков.
  • А как называют календарь в других странах?
  • Из истории полиграфии и сувенирного производства


  • УМНЫЙ ПОИСК

    Loading

    среди наших клиентов: