Шелкография, тампопечать, тиснение, печать на футболках, ленты с логотипом. Продажа бейджев и контрольных браслетов.
Шелкография, тампопечать, цифровая печать, тиснение, дизайн. Бейджи и контрольные браслеты в Москве и Петербурге

Новейшая история оперативной полиграфии в России глазами очевидцев

Те, кому в студенческие годы довелось приобщиться к единственно верному учению, в последние месяцы воочию убедились в его всесильности. Закон отрицания : сначала мы отвергли старые способы хозяйствования и устроили рынок, а теперь рынок отверг нас. Правда, почему-то эта теория всегда побеждает задним числом - нет бы заранее объяснить всем, чем все обернется в августе.

Полиграфисты не остались в стороне от свалившихся на всех экономических передряг. Объем заказов на печатную продукцию значительно упал. Сегодняшнее состояние отрасли по экономической активности можно сопоставить с уровнем 3-4 летней давности. Оперативная полиграфия словно на машине времени откатилась на тот уровень, с которого когда-то (не так давно) начинала свое развитие. Начинается новый виток, и это хороший повод оглянуться назад, на короткую, но яркую историю оперативной полиграфии в России.

Наше деление на хронологические этапы весьма условно: конечно, тенденции в отрасли не были выражены столь однозначно. Мы всего лишь попытались вспомнить, куда в те годы чаще всего "дул ветер" в той среде, в которой мы работали.

Начнем с 1993 года, так как именно в это время началось массовое внедрение новой техники и технологий, которые стали постепенно вытеснять старые способы работы, использовавшиеся до этого несколько десятилетий.

1993-94: Приключения дилетантов

В то время газеты писали, что правительство взяло курс на всемерную поддержку малого предпринимательства. То ли благодаря этому, то ли несмотря на это, новые фирмы стали появляться, как грибы. Кто-то продал квартиру и вложил деньги в дело, кому-то удалось уговорить денежного партнера (банк или государственное предприятие) в выгодности того или иного бизнеса. Так или иначе, у российских предпринимателей появились первые свои заработанные или взятые в кредит деньги. Хотя основная часть вновь организованных фирм занималась торговлей, некоторые предприниматели оценили перспективность и прибыльность полиграфической деятельности. Действительно, каждой фирме были нужны визитки, бланки, конверты. Сроки изготовления и качество печатной продукции существовавших тогда полиграфических комбинатов оставляли желать лучшего. Все это давало предпосылки для организации частных предприятий, которые не были бы обременены перегруженными штатами, были бы более мобильны в видах предоставляемых услуг и могли идти навстречу пожеланиям клиентов.

Производственная база в то время состояла из фактически бесхозных 10-15-летних отечественных (ОП, ПОЛ) и чехословацких (Ромайор, Доминант) машин. Бесхозных потому, что их формальные хозяева - всевозможные НИИ, заводы, объединения - бросили свои типографии на произвол рыночной судьбы, а те и рады были, и занимались в основном халтурой "на договорной основе". Однако для новых задач эти машины, как оказалось, не совсем подходят. Кое-где на больших государственных предприятиях имелись немецкие Планеты и Гейдельберги, но они, как правило, даже не рассматривались как оборудование для оперативной печати малых тиражей. Вообще с малыми тиражами было туго, обычно заказчикам открытым текстом говорили, что предприятие готово напечатать тираж в 300 экземпляров только при условии оплаты минимально разрешенных 3000 листов. Основными причинами этих проблем были долгий цикл подготовки к печати, занимавший несколько дней, продолжительное время предварительной настройки печатной машины и большое количество бумаги, уходящей в макулатуру на приладках. Конечно, никому не было выгодно приниматься за печать тиражей, меньших, чем предполагаемые отходы бумаги. О разнообразии бумаг и красок говорить также не приходилось; если заказчику не нравился "офсет #1", его отправляли на самостоятельные поиски необходимой бумаги.

1995-96: Цвет

К этому времени стихийно возникший рынок услуг оперативной полиграфии стал организовываться. Начали создаваться рекламные агентства, специализирующиеся на поисках клиентов, дизайне и организации рекламных кампаний. Обычно их собственный производственный цикл заканчивался подготовкой и версткой оригиналов или в лучшем случае выводом цветоделенных пленок. Они, как правило, сотрудничали с несколькими типографиями, размещая в них работы в зависимости от сложности и наличия подходящего оборудования. Параллельно в крупных городах стали открываться печатные салоны, работающие по примеру западных аналогов и производящие весь цикл работ, начиная от верстки и заканчивая финишной обработкой продукции. Они оснащались современными печатными машинами; Ромайоры и Доминанты стали сдавать позиции не только в малотиражном производстве, но и в полноцветной печати, и вытесняться в сферу дешевой бланочно-формулярной и книжной продукции.

Стал складываться страховой и туристический бизнес, расти товарооборот у торговых компаний, что привело к большому спросу на рекламные буклеты и брошюры. Характерными особенностями спроса были требования высокого качества полноцветной печати одновременно с малыми тиражами и высокой оперативностью. Причем заказчики были готовы дорого платить за оперативность. Благодаря этому новые предприятия стали интересоваться не только дешевыми дупликаторами, но и более сложной техникой, предназначенной для производства качественной цветной продукции. Предприятия оперативной полиграфии почувствовали необходимость замкнутого цикла производства; типичными стали комплексные закупки - от фотонаборных автоматов до отделочного оборудования. Поначалу было много ошибок - как из-за некомпетентности поставщиков, так и из-за желания покупателей сэкономить, самостоятельно прикупив в одной фирме ФНА, в другой - печатную машину, в третье й - брошюровку.
Именно в это время оперативная полноцветная печать и сам дилетантский термин "полноцвет" завоевывают право на жизнь. До сих помнятся споры с профессионалами-полиграфистами, на которых это слово действовало как красная тряпка на быка. Но практика все расставила по местам, и научно грамотные "цветное репродуцирование" или "четырехкрасочная триадная печать" остались в рефератах диссертаций, а "полноцвет" из рекламных объявлений перекочевал на страницы полиграфических журналов.

1997-98: Гонка качества

Раньше у производителей всевозможных жидкостей для внутреннего употребления не было вопроса, где печатать этикетку - конечно, за границей. Можно в Финляндии, можно в Эмиратах: Но с некоторых пор наши типографии стали получать заказы на этикетки не только от "виноделов"-надомников, но и от солидных заводов. Притоку заказов в "свои", местные типографии способствовала специфика российского спроса на этикетку - малые партии, малые сроки. Ведь этикетка несет определенную строго нормированную информацию - ТУ, емкость, состав продукта, название изготовителя: В нашей стране нормативы могут меняться два раза в месяц, поэтому заказывать миллионную партию этикеток впрок, как в советские времена, очень рискованно. (Был случай, когда на готовых, нарезанных этикетках впечатывали крепость напитка вместо 18 градусов - 19: пока они лежали, вино дозрело:) А иногда наши производители для увеличения сбыта одну и ту же жидкость разливают в емкости с разными этикетками. Поэтому вместо одного 200 000-го тираж а нередко выгоднее напечатать 10 разных тиражей по 20 000 экземпляров.

Очень много головной боли доставила печатникам любовь наших заказчиков к этикетке на металлизированной бумаге. (До боли знакомое дизайнерское решение - на серебряной бумаге золотой нимб, а в нем полноцветное фото директора пивзавода.) Однако, с кровью и потом, с нехорошими словами, научились делать и это.

К этому времени почти во всех городах уже были предприятия, предоставляющие услуги оперативной печати. Причем не только частные - некоторые государственные типографии обновили оборудование и научились производить такую продукцию. Этот период можно охарактеризовать началом гонки качества. Причем конкурентная борьба в этом направлении велась не только между отечественными предприятиями, но и - не без успеха - с западной, в первую очередь финской, полиграфией. Борьба за богатых клиентов вынуждала не только снижать цены и уменьшать срок изготовления заказов, но и диктовала введение необходимого контроля качества. Началась нормальная конкуренция поставщиков оборудования и материалов. Те типографии, которые успешно преодолели период становления, набрались ценного опыта и стали грамотно выбирать оборудование. Покупка четырех- и пяти-красочных машин стала массовым явлением - до этого доросли и производственники (по уровню мастерства и объемам заказов), и инвесторы - по капиталам. Наиболее популярная конфигурация - 4 секции + лак. При выборе машин особое внимание уделялось функциям автоматики и дополнительным устройствам (порошковые распылители, нейтрализаторы статического электричества, сушки). Неожиданностью даже для поставщиков оборудования стал повышенный спрос на более дорогостоящие машины для качественной печати с альбомной подачей листа формата 520х370 см. Именно это оборудование - Heidelberg SM-52, Ryobi серии 520, Sakurai, Hashimoto и другие, установленные во многие российские типографии, разрушили миф о непревзойденном качестве зарубежной полиграфии. Cейчас уже можно сказать, что оперативная полиграфия в целом выстояла в пору кризиса. Некоторые типографии сменили хозяев, другие сократили штаты, переехали в другие помещения. Но оборудование и специалисты остались и продолжают работать.

В сентябре, конечно, повсеместно производство остановилось. Жизнь теплилась только там, где остались большие запасы "докризисной" бумаги и расходных материалов. Остальные с завистью смотрели на этих счастливчиков и думали - "как вы запоете, когда запасы кончатся и придется платить по новым ценам?". Но, как выяснилось, выстоять можно - благодаря нашим бесценным заказчикам, которые пережили даже трехкратное повышение цен на печать.

Той ломовой лошадью, которая вытаскивает из кризиса нашу полиграфию, становится вино-водочная промышленность. Можно заморозить вклады в банках, закрыть половину газет, но если бутылки будут без этикеток - народ может не понять. Поэтому печать этикеток не только не упала, но, похоже, переживает пору расцвета. Этому способствует и то, что ряд заказов на этикетку перекочевал из Финляндии обратно в Россию: слишком велика разница цен в рублях.

К Новому году несколько поправились и те типографии, которые специализировались на рекламной и представительской продукции. Если сначала они перебивались с хлеба на воду, считая за счастье получить один-два мелких заказа в неделю, то к концу года и в Москве, и в других регионах большинство типографий уже имело стабильную односменную загрузку, а некоторые работали и в две-три смены.

Что нас ждет в 1999 году, неизвестно. Правила игры могут измениться в любой момент, поэтому, видимо, будет мало желающих инвестировать крупные суммы в оборудование. С другой стороны, бизнес не умер, так как сохранится потребность в рекламной и бизнес-продукции, в этикетке и упаковке. Души полиграфистов греют также предстоящие в этом и следующем годах думские и президентские выборы, которые не дадут застыть отрасли. Весьма вероятно, что сложится вторичный рынок оборудования: все-таки за последние годы в страну было ввезено заметное количество техники, а сложная экономическая ситуация способствует смене хозяев.

Во всяком случае, этот новый виток мы начинаем не с нуля: теперь у нас есть кадры и техника, а накопленный специалистами опыт должен помочь им воспользоваться в новой ситуации теми преимуществами, которые присущи оборудованию и технологиям оперативной полиграфии.



добавлено 20/02/2009 в раздел Из истории полиграфии и сувенирного производства

страницы: 1


Ссылки по теме:


  • Из истории полиграфии и сувенирного производства


  • УМНЫЙ ПОИСК

    Loading

    среди наших клиентов: