Шелкография, тампопечать, тиснение, печать на футболках, ленты с логотипом. Продажа бейджев и контрольных браслетов.
Шелкография, тампопечать, цифровая печать, тиснение, дизайн. Бейджи и контрольные браслеты в Москве и Петербурге

11 мая 2011 года - 300 лет полиграфии Санкт-Петербурга

Историческая справка

11 мая 2011 года - 300 лет полиграфии Санкт-Петербурга

11 октября 1710 года Петр I распорядился выслать из Московского печатного двора в Санкт-Петербург типографский стан с литерами и мастеровыми людьми1. Зимой 1711 года в Петербург прибыли четыре наборщика, два тередорщика и два бабыйщика с типографским станом и шрифтом, можно было организовывать первую в Северной столице типографию.

Директором Санкт-Петербургской типографии царь назначил Михаила Петровича Аврамова (1681-1752), государственного деятеля, историка и литератора. Службу начал в Посольском приказе, в 1708 году пожалован в дьяки при Оружейной палате, в 1711 году назначен цейхдиректором Оружейной канцелярии в Петербурге2. Первые годы своего существования типография входила в состав Оружейной канцелярии и размещалась в доме М.П.Аврамова, построенного вблизи Троицкой площади за зданием Правительствующего сената, ее точное местонахождение неизвестно3.

11 мая 1711 года вышла первая продукция Санкт-Петербургской типографии – газета «Ведомости». В 1712 году штат типографии увеличился – из Московского печатного двора прислали семь мастеровых людей. В начале июля того же года в типографии напечатали первую книгу – «Процессы» Э.Ф.Кромпейна.

В 1714 году в молодую столицу из Гравировальной мастерской Оружейной палаты Московского Кремля перевели группу граверов во главе с П.Пикартом. Она послужила основой для организации Гравировальной мастерской Санкт-Петербургской типографии. В сентябре 1714 года в типографии работало два стана гражданской печати, один стан церковной печати и один стан гравировальных работ; ее штат состоял из 46 человек4.

Вся перечисленная техника и люди размещались в специально построенном для типографии доме. «В 1714 году типографию перевели в заложенный самим Петром образцовый домик, находившийся у въезда в Петропавловскую крепость»5. Было несколько типов образцовых домов, какой построили для типографии в 1713 году (эта дата правильная) нигде не указано.

Ганноверский резидент в Санкт-Петербурге (февраль 1714-январь 1717) Ф.-Х. Вебер пишет: «У самого моста в крепость, слева от входа, расположен наилучший кабак, или пивная (Австерия – Ф.Л.), где на счет его царского величества продают вино, карбы, пиво, водку и табак, поскольку торговля этим по всей стране принадлежит ему одному. По правую руку [от моста] стоит новая типография, что для этой страны редкость…»6.

Французский путешественник О де Ла Мотре посетил Санкт-Петербург в 1726 году и никогда не встречался с Вебером. Он сделал следующую запись: «По правую руку от моста находится типография – скверная постройка, но там (в Санкт-Петербурге – Ф.Л.) под нее предполагалось отвести прекрасное кирпичное помещение, в возводившемся для Академии новом здании»7 . По-видимому, автор имел в виду дворец царицы Прасковьи Федоровны.

Этих свидетельств, безусловно, достаточно, чтобы определить место, где находилась первая в нашем городе типография. В Петропавловскую крепость вел один мост – Иоанновский. Со времени Петра I он находился на том же месте, где и сегодня. Кроме того, и это самое главное, на «Топографическом изображении новой русской столицы» И.Б. Хомана (1717 год) нанесен дом, в котором располагалась Санкт-Петербургская типография.

В 1719 году она имела пять печатных станов, один гравировальный и маленький походный, их обслуживало 86 человек. В этом году из нее выделилась Сенатская типография, находившаяся тут же на Троицкой площади. Быстро превратившись в крупный полиграфический центр, Санкт-Петербургская типография, помимо Сенатской, способствовала основанию еще двух типографий – Александро-Невского монастыря и Морской академии.

С 1721 года Санкт-Петербургская типография перешла в подчинение Святейшего Синода, тут же начали расти долги, достигшие гигантской суммы в 22 000 рублей. В 1727 году первую столичную типографию указом от 4 октября ликвидировали как нерентабельную, оборудование поступило в Сенатскую типографию. 

Печатный стан Сенатской типографии демонстрировался в 1903 году на 200-летии Петербурга.

Примечания:

  1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 248. Оп. 7. кн. 375. Л. 18-24; РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 23. Л. 131.
  2. РГАДА. Ф. 138. Оп. 1. Д. 29. Л. 1.
  3. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973. С. 62.
  4. Луппов С.П. Указ соч. С. 63.
  5. Боренбаум И.Е., Костылева Н.А. Книжный Петербург. Л., 1986. С. 18.
  6. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С. 112-113.
  7. Там же. С. 220.

Ф.М. Лурье, историк, автор книг «История и культура Петербурга в таблицах. 1703-1917», «Блистательный Петербург».
 



добавлено 27/05/2010 в раздел Новости полиграфии и рекламы

страницы: 1


Ссылки по теме:


  • Новости полиграфии и рекламы


  • УМНЫЙ ПОИСК

    Loading

    среди наших клиентов: